Четверг, 20 февраля 2025, в 19:00
Медиация Алины Кугуш по выставке
Зарегистрироваться
Суббота,
22 февраля 2025, в 16:00
Зарядка для хвоста (или балетная разминка для уставших фламинго) Зарегистрироваться Алина Кугуш. Мистер Пес на поляне. 2024 Ж.Д.: Однако же ваш бунт — он о чем-то, о чем же? А.К.: Бунт вообще не мой, вещей — игрушек. вещей —
материалов: сбежавшей бумаги, покинувших РФ красок, не доехавших, избегающих
меня холстов, сегодня меня покинула самая широкая из моих кистей… Одеяло Убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала
от меня. Алина Кугуш. Конек. 2023Алина Кугуш. Лягушка. 2023
Алина Кугуш. Лягушка. 2025Алина Кугуш. Мистер Кот. 2025Алина Кугуш. Монро. 2023Алина Кугуш. Монро. 2025БУНТ ВЕЩЕЙ — новый проект Алины Кугуш, в основе
которого диалог двух серий об игрушках и «домашних» скульптурах. В духе мойдодыровских
персонажей, сбежавшие «и чулки, и башмаки» находят себе место в пространстве
выставки и становятся здесь активными действующими лицами.
В
крупномасштабных акварелях Кугуш разворачиваются сюжеты с игрушками художника
Владислава Мамышева-Монро, переснятыми художницей на Polaroid в
Архиве Музея «Гараж». Продолжая свойственную ее художественной практике игру в
живое — неживое, Кугуш наполняет листы лесными духами и загадочными животными.
В диалог с этой серией вступает живописная инсталляция — наблюдение за
бытованием металлических статуэток — малых копий бюстов и монументов — на просторах интернет-сервиса Авито. Коллизии
предметного ряда, по-разному проявленная агентность вещей становятся
центральным сюжетом проекта.
Алина Кугуш
Три истории
Я беру архивную игрушку и играю с ней — она, они, игрушки, устроили мятеж, обнажив лоно монумента, я этого не делала, с меня взятки гладки — ручки чисты, я невинна и девственна.
Проект, который
представлен вашему вниманию в Пространстве А, сложился из диалога двух серий:
«Игрушки Монро» и «Изнанка монумента». Он начался осенью 2023 года. Чтобы
описать художественное пространство этой выставки, я расскажу вам три истории.
1
Игрушки
Источником
графических листов серии «Игрушки Монро» стало мое обращение к архиву личных
вещей сказочника и мастера разгульных перевоплощений, художника Владислава
Мамышева-Монро, к художественной практике которого я испытываю давний трепет.
Осенью 2023 года я посещала Архив Музея современного искусства «Гараж» в
Москве. На одной из полок в
музейном хранении я
обнаружила две коробки с игрушками разной степени примечательности. Пользуясь положением художницы,
получившей доступ к «сокровищам» (и с благословения сотрудников), я пересняла
интересные мне игрушки на Polaroid прямо в архивном хранении. Для выстраивания
мизансцен я использовала минимальные средства — темноту помещения, настольную
лампу и вспышку моментальной камеры. Позднее я удивилась, что на фотографиях
персонажи оказались словно бы на сцене.
Какое-то время эти кадры лежали без дела, но летом 2024 года я оказалась
в резиденции Hideout и продолжила работу над этим сюжетом. Я поместила
игрушки-персонажи на графический лист, а местом действия стали зеленогорские
болота и дореволюционные дачи, с которыми я хорошо знакома по многочисленным
вылазкам, а также архивным снимкам, размещенным на сайте terijoki.spb.ru.
читать далее↓
2
Лоно
Продолжая
наблюдения за бытованием игрушек, весной 2023 года при подготовке к другому
проекту я искала на просторах Авито статуэтки и уличные скульптуры, которые
одновременно были ли бы похожи на произведения так называемого ЖЭК-арта*. Так,
случайно, я наткнулась на домашние копии уличных монументов и бюстов в характерном
для штамповки материале — силумине (сплав алюминия с кремнием). Неожиданной для
меня находкой стало то, что среди вполне обычных для объявлений о продаже
фотографий предпоследним кадром всегда оказывалось фото перевернутой
скульптуры, демонстрирующее ее «изнанку». Пушкин, Ленин, античный дискобол,
Гагарин, Самсон, Есенин — все выглядели одинаково силой
этого жеста. И у них
всех — серебристое лоно. Я порадовалась этой находке.
3
Остается
вопрос, что объединяет эти два сюжета? Опыт взгляда и фотографирования, а стало
быть, отношения. Передо мной оказались улики сознательно и несознательно производимых
символических операций. Но кто их совершает? Автор снимка или зритель, что
распознает задумку в невинном и/или несознательном жесте? А может, вещи действуют
сами? Любование против утилитарной потребности, фотография с целью присвоения и
фотография с целью избавления — вот часть сюжетов, что меня интересуют. Опытом
переплавления фотографических улик в живописное изображение я намерена раскрыть
характер вещей так, как они были явлены мне.