Выставка Алины Кугуш «БУНТ ВЕЩЕЙ»



Даты:
06.02.—01.03.2025

Художница: Алина Кугуш

Выставка работает
четверг–пятница 17:00–20:00
суббота 14:00–18:00
Вход бесплатный.

Четверг, 20 февраля 2025, в 19:00
Медиация Алины Кугуш по выставке

Зарегистрироваться
Суббота, 22 февраля 2025, в 16:00
Зарядка для хвоста (или балетная разминка для уставших фламинго)

Зарегистрироваться
Алина Кугуш. Мистер Пес на поляне. 2024


Ж.Д.: Однако же ваш бунт — он о чем-то, о чем же?
А.К.: Бунт вообще не мой, вещей — игрушек. вещей — материалов: сбежавшей бумаги, покинувших РФ красок, не доехавших, избегающих меня холстов, сегодня меня покинула самая широкая из моих кистей…
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.

Алина Кугуш. Конек. 2023
Алина Кугуш. Лягушка. 2023

Алина Кугуш. Лягушка. 2025
Алина Кугуш. Мистер Кот. 2025
Алина Кугуш. Монро. 2023
Алина Кугуш. Монро. 2025
БУНТ ВЕЩЕЙ — новый проект Алины Кугуш, в основе которого диалог двух серий об игрушках и «домашних» скульптурах. В духе мойдодыровских персонажей, сбежавшие «и чулки, и башмаки» находят себе место в пространстве выставки и становятся здесь активными действующими лицами.

В крупномасштабных акварелях Кугуш разворачиваются сюжеты с игрушками художника Владислава Мамышева-Монро, переснятыми художницей на Polaroid в Архиве Музея «Гараж». Продолжая свойственную ее художественной практике игру в живое — неживое, Кугуш наполняет листы лесными духами и загадочными животными. В диалог с этой серией вступает живописная инсталляция — наблюдение за бытованием металлических статуэток — малых копий бюстов и монументов — на просторах интернет-сервиса Авито. Коллизии предметного ряда, по-разному проявленная агентность вещей становятся центральным сюжетом проекта.


Алина Кугуш
Три истории

Я беру архивную игрушку и играю с ней — она, они, игрушки, устроили мятеж, обнажив лоно монумента, я этого не делала, с меня взятки гладки — ручки чисты, я невинна и девственна.


Проект, который представлен вашему вниманию в Пространстве А, сложился из диалога двух серий: «Игрушки Монро» и «Изнанка монумента». Он начался осенью 2023 года. Чтобы описать художественное пространство этой выставки, я расскажу вам три истории.

1
Игрушки

Источником графических листов серии «Игрушки Монро» стало мое обращение к архиву личных вещей сказочника и мастера разгульных перевоплощений, художника Владислава Мамышева-Монро, к художественной практике которого я испытываю давний трепет.

Осенью 2023 года я посещала Архив Музея современного искусства «Гараж» в Москве. На одной из полок в музейном хранении я
обнаружила две коробки с игрушками разной степени примечательности. Пользуясь положением художницы, получившей доступ к «сокровищам» (и с благословения сотрудников), я пересняла интересные мне игрушки на Polaroid прямо в архивном хранении. Для выстраивания мизансцен я использовала минимальные средства — темноту помещения, настольную лампу и вспышку моментальной камеры. Позднее я удивилась, что на фотографиях персонажи оказались словно бы на сцене.

Какое-то время эти кадры лежали без дела, но летом 2024 года я оказалась в резиденции Hideout и продолжила работу над этим сюжетом. Я поместила игрушки-персонажи на графический лист, а местом действия стали зеленогорские болота и дореволюционные дачи, с которыми я хорошо знакома по многочисленным вылазкам, а также архивным снимкам, размещенным на сайте terijoki.spb.ru.


читать далее        2
Лоно

Продолжая наблюдения за бытованием игрушек, весной 2023 года при подготовке к другому проекту я искала на просторах Авито статуэтки и уличные скульптуры, которые одновременно были ли бы похожи на произведения так называемого ЖЭК-арта*. Так, случайно, я наткнулась на домашние копии уличных монументов и бюстов в характерном для штамповки материале — силумине (сплав алюминия с кремнием). Неожиданной для меня находкой стало то, что среди вполне обычных для объявлений о продаже фотографий предпоследним кадром всегда оказывалось фото перевернутой скульптуры, демонстрирующее ее «изнанку». Пушкин, Ленин, античный дискобол, Гагарин, Самсон, Есенин — все выглядели одинаково силой  этого жеста. И у них всех — серебристое лоно. Я порадовалась этой находке.
3


Остается вопрос, что объединяет эти два сюжета? Опыт взгляда и фотографирования, а стало быть, отношения.
Передо мной оказались улики сознательно и несознательно производимых символических операций. Но кто их совершает? Автор снимка или зритель, что распознает задумку в невинном и/или несознательном жесте? А может, вещи действуют сами? Любование против утилитарной потребности, фотография с целью присвоения и фотография с целью избавления — вот часть сюжетов, что меня интересуют. Опытом переплавления фотографических улик в живописное изображение я намерена раскрыть характер вещей так, как они были явлены мне.




 

← Вернуться назад