Перформативная выставка «Партитуры для встречи»



Даты:
10—26.04.2025

Автор проекта:
Аня Кравченко
Перформанс и медиации по выставке:
Таня Заскалько, Надя Гранкина, Настя Попова
Звуковые ландшафты:
Самуэль Хертц
Графический дизайн:
Женя Яхина
Теоретическое осмысление:
Наталья Смолянская
Медиации по выставке:
Нади Гранкиной 24 апреля в 19:00
Ани Кравченко 26 апреля в 16:00
Участие бесплатное, по регистрации.

Зарегистрироваться
Режим работы выставки:
четверг–пятница 17:00–20:00
суббота 14:00–18:00
Вход бесплатный.

Фото: Аня Кравченко


Выявляя и наблюдая закономерности различных танцевальных импровизаций, мне было интересно «зафиксировать» в партитурах условия восприятия, которые позволяют действовать внутри встречи танцевально, воспринимать наши собственные границы, как процесс — принимая «невозможность, неопределенность и несовершенство» любого разделения между нами («любой политики», как написал в своем эссе о «движении» философ Джорджо Агамбен).
Аня Кравченко

Партитуры для встречи — это хореографическое исследование способности к совместному действию на границе знания и незнания. В основе этой работы лежат поэтические инструкции (партитуры), которые генерируют ситуации для многочисленных и неочевидных встреч.

Проект был инициирован Аней Кравченко в 2015 году и существовал в режиме исследовательских резиденций и перформансов в России, Франции и Бельгии.

Выставка в Пространстве А станет новой резиденцией проекта, куда мы приглашаем зрителя испытать, что значит воспринимать и действовать «танцевально» и до какой степени танец может переориентировать наши представления о личном, социальном и политическом.


12 и 13 апреля 2025 в Студии Сдвиг состоялись премьерные показы одноименного перформанса, в котором партитуры исполнили Таня Заскалько, Надя Гранкина и Настя Попова — участницы танцевальной компании {Земные радости}.

Фрагмент репетиции перформанса «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Тани Заскалько, Нади Гранкиной и Насти Поповой. Студия Сдвиг, Санкт-Петербург, 2025. Камера: Элиза Тимофеева
Фрагмент репетиции перформанса «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Тани Заскалько, Нади Гранкиной и Насти Поповой. Студия Сдвиг, Санкт-Петербург, 2025. Камера: Элиза Тимофеева
Фрагмент репетиции перформанса «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Тани Заскалько, Нади Гранкиной и Насти Поповой. Студия Сдвиг, Санкт-Петербург, 2025. Камера: Элиза Тимофеева
Фрагмент премьеры перформанса «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Тани Заскалько, Нади Гранкиной и Насти Поповой. Студия Сдвиг, Санкт-Петербург, 12 апреля 2025. Камера: Элиза Тимофеева
Фрагмент премьеры перформанса «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Тани Заскалько, Нади Гранкиной и Насти Поповой. Студия Сдвиг, Санкт-Петербург, 13 апреля 2025. Камера: Элиза Тимофеева
Фрагмент премьеры перформанса «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Тани Заскалько, Нади Гранкиной и Насти Поповой. Студия Сдвиг, Санкт-Петербург, 12 апреля 2025. Камера: Элиза Тимофеева
Фрагмент премьеры перформанса «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Тани Заскалько, Нади Гранкиной и Насти Поповой. Студия Сдвиг, Санкт-Петербург, 13 апреля 2025. Камера: Элиза Тимофеева
Фрагмент премьеры перформанса «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Тани Заскалько, Нади Гранкиной и Насти Поповой. Студия Сдвиг, Санкт-Петербург, 12 апреля 2025. Камера: Элиза Тимофеева
Фрагмент премьеры перформанса «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Тани Заскалько, Нади Гранкиной и Насти Поповой. Студия Сдвиг, Санкт-Петербург, 13 апреля 2025. Камера: Элиза Тимофеева


Наталья Смолянская о феномене «партитуры»: «Это краткие указания для простых действий, но и сами действия, и индивидуальные возможности их исполнения создают особый рисунок всего комплекса движений, формирующих перформанс».

Партитурами называются различные формы записей для фиксации движения музыканта, танцовщика, актера. Привычнее названия «ноты», «либретто». Они определяются особенностями художественного языка, требующими соблюдения установок. В современном искусстве, с одной стороны, происходят изменения, связанные со стремлением выйти за рамки предписаний установившейся практики, с другой стороны, они связаны со стремлением создания перекличек, синестезии между разными видами искусства, — например, между словом и движением, изображением и музыкой… 

 Важной составляющей становится импровизация. С помощью задающих направление импровизации партитур композитор, хореограф, перформер, режиссер создают пространство для вариаций. В современном танце особый вид партитур составляют «инструкции», впервые введенные в постановке «Танцевальные конструкции» Симоной Форти в Нью-Йорке в 1960 г. Это краткие указания для простых действий, но и сами действия, и индивидуальные возможности их исполнения создают особый рисунок всего комплекса движений, формирующих перформанс. 

В рамках выставки вы увидите и сам перформанс (в Студии Сдвиг), и видеоархив его разных исполнений и инструкции к нему (в Пространстве А), сможете сами осуществить перенос из одной сферы выражения в другую. Поэзия и танец здесь осуществляют двойной перенос смысла, работая одновременно с пространством и изображением.


Перформанс «Только если мы встретимся» Ани Кравченко при участии Лауры Киршенбаум и Оливье Мюллер. Институт современной хореографии, Монпелье, Франция, 2017. Камера: Марк Кудрэ
Перформанс «Только если мы встретимся» Ани Кравченко при участии Насти Толчневой и Константина Челкаева. Арт-площадка «Станция», Кострома, 2018
Перформанс «Только если мы встретимся» Ани Кравченко при участии Насти Толчневой и Константина Челкаева. Арт-площадка «Станция», Кострома, 2018
Выставка в 4-х актах «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Александры Конниковой, Албертса Альбертса, Альбины Вахитовой, Кости Челкаева, Натальи Смолянской. Мастерские Музея «Гараж», Москва, 2019. Камера: Антон Донников
Выставка в 4-х актах «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Александры Конниковой, Албертса Альбертса, Альбины Вахитовой, Кости Челкаева, Натальи Смолянской. Мастерские Музея «Гараж», Москва, 2019. Камера: Антон Донников
Выставка в 4-х актах «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Александры Конниковой, Албертса Альбертса, Альбины Вахитовой, Кости Челкаева, Натальи Смолянской. Мастерские Музея «Гараж», Москва, 2019. Фото: Аня Кравченко



Публичная программа



10.04. в 19:00 — открытие выставки и коллективная медиация (∞)(...)(×)(><) Ани Кравченко, Насти Поповой, Тани Заскалько и Нади Гранкиной    
В день открытия выставки Аня Кравченко вместе со своими коллегами по компании {Земные радости}: Настей Поповой, Таней Заскалько и Надей Гранкиной — провели медиации по выставке.

Этот путь бережет время для истории о том,
как был сделан выбор,
что этот вход значил для меня в тот момент,
что он значит сейчас,
все мои ощущения,
чувства, воспоминания, мысли идут в счет.
Моя ранимость и уверенность
заставляют вас чувствовать себя долгожданными.


Медиации приглашали зрителя увидеть и испытать, прочесть и почувствовать, что такое партитуры для встречи.

Выставка Ани Кравченко и компании {Земные радости} «Партитуры для встречи». Вид экспозиции. Фото: Иван Шенец
Открытие выставки Ани Кравченко и компании {Земные радости} «Партитуры для встречи» 10 апреля 2025 в Пространстве А. Фото: Иван Шенец
Открытие выставки Ани Кравченко и компании {Земные радости} «Партитуры для встречи» 10 апреля 2025 в Пространстве А. Фото: Иван Шенец
Открытие выставки Ани Кравченко и компании {Земные радости} «Партитуры для встречи» 10 апреля 2025 в Пространстве А. Фото: Иван Шенец
Открытие выставки Ани Кравченко и компании {Земные радости} «Партитуры для встречи» 10 апреля 2025 в Пространстве А. Фото: Иван Шенец
Открытие выставки Ани Кравченко и компании {Земные радости} «Партитуры для встречи» 10 апреля 2025 в Пространстве А. Фото: Иван Шенец
Открытие выставки Ани Кравченко и компании {Земные радости} «Партитуры для встречи» 10 апреля 2025 в Пространстве А. Фото: Иван Шенец
Открытие выставки Ани Кравченко и компании {Земные радости} «Партитуры для встречи» 10 апреля 2025 в Пространстве А. Фото: Иван Шенец
Выставка Ани Кравченко и компании {Земные радости} «Партитуры для встречи». Вид экспозиции. Фото: Иван Шенец


12.04. в 16:00 — Беседа о партитурах с Натальей Смолянской    
Лектор
Наталья Смолянская
Партитуры предполагают возможность записи таких видов художественного выражения, которые обычно не представляют в виде формализованного руководства к действию, каким являются музыкальные ноты. Однако и ноты в мире современного искусства могут принять необычные формы: вытягиваться в линии, теряя точность координат, приобретать цвет. 

В начале ХХ века исторические авангарды, ощутив новый ритм времени, придумывали новые формы выражения. И те границы, которые были ранее установлены между видами искусства, они переходили, создавая синтез искусств и их перекличку. Так музыка может быть представлена в виде световых и цветовых сочетаний, а танец перенимает конструктивность языка современного искусства. Оказалось, что между движением, звуком, линией существуют такие связи, которые обусловливают возможность передачи и повторения этого события в другое время и в ином пространстве. 

В то же время, литературные формы тоже превращаются в конструкции, в знаки. Визуальная поэзия — один из видов партитур, или «нотаций», то есть знаков, с помощью которых можно передать почти любой тип высказывания, как об этом пишет философ Нельсон Гудман, предложивший теорию нотации для «всеобщей теории символов».
От записи поэзии к записи танца и движения — и вот художник Соломон Никритин с помощью своих «нотаций», или «партитур» в 1920-е годы пытается запечатлеть найденные им движения, столь необходимые передовому рабочему, проходя путь от биомеханики к разработке схемы.

Нотации композитора Джона Кейджа напоминают конструктивные схемы или абстрактные рисунки, они, скорее, указывают направление движения мысли композитора, создают карту для музыки, а не точное руководство к исполнению. Изобретатель хэппенинга Ален Кэпроу также создает рисованное обозначение для своего действия.

Как эти знаковые переклички выходят в пространство, как они насыщают язык танцевального перформанса и при чем здесь «инструкции», что означает это столь канцелярское, казалось бы, слово — мы поговорили на встрече с Натальей Смолянской.

Наталья Смолянская «Беседа о партитурах», 12 апреля 2025, Пространство А. Фото: Алиса Лакшина
Наталья Смолянская «Беседа о партитурах», 12 апреля 2025, Пространство А. Фото: Алиса Лакшина
Наталья Смолянская «Беседа о партитурах», 12 апреля 2025, Пространство А. Фото: Алиса Лакшина



12 и 13.04. в 20:00 — Перформанс {Партитуры для встречи} в Студии Сдвиг    
✺ Хореография: Аня Кравченко ✺ Танец: Таня Заскалько, Надя Гранкина, Настя Попова ✺ Звук: Самуэль Хертц ✺ Свет: Антон Вдовиченко, Аня Кравченко ✺ Видео: Элиза Тимофеева ✺ Костюмы: Gate 31 ✺ Графика: Женя Яхина

Продолжительность перформанса — 40 минут

Партитуры для встречи — новый проект танцевальной компании {ЗЕМНЫЕ РАДОСТИ}, который исследует способность к совместному действию на границе знания и незнания, и приглашает зрителя в пространство почти телепатической чуткости. Здесь важным становится не только то, что мы видим и слышим, а то, что движется за границами нашего восприятия, глубоко между нами.

Это перформанс для трех танцовщиц, в основе которого лежат поэтические инструкции (партитуры), которые генерируют ситуации для многочисленных и неочевидных встреч.

Партитуры были написаны в ходе длительного хореографического исследования, которое Аня Кравченко вела в 2015–2019 годах в рамках резиденций в России, Франции и Бельгии, совместно с танц-художниками из этих стран. Также в процессе исследования композитор Самуэль Херц создал серию звуковых ландшафтов, которые дополнили аудиальное измерение работы.


Фрагмент премьеры перформанса «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Тани Заскалько, Нади Гранкиной и Насти Поповой. Студия Сдвиг, Санкт-Петербург, 12 апреля 2025. Камера: Элиза Тимофеева
Фрагмент премьеры перформанса «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Тани Заскалько, Нади Гранкиной и Насти Поповой. Студия Сдвиг, Санкт-Петербург, 12 апреля 2025. Камера: Элиза Тимофеева
Фрагмент премьеры перформанса «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Тани Заскалько, Нади Гранкиной и Насти Поповой. Студия Сдвиг, Санкт-Петербург, 12 апреля 2025. Камера: Элиза Тимофеева
Фрагмент премьеры перформанса «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Тани Заскалько, Нади Гранкиной и Насти Поповой. Студия Сдвиг, Санкт-Петербург, 13 апреля 2025. Камера: Элиза Тимофеева
Фрагмент премьеры перформанса «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Тани Заскалько, Нади Гранкиной и Насти Поповой. Студия Сдвиг, Санкт-Петербург, 13 апреля 2025. Камера: Элиза Тимофеева
Фрагмент премьеры перформанса «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Тани Заскалько, Нади Гранкиной и Насти Поповой. Студия Сдвиг, Санкт-Петербург, 12 апреля 2025. Камера: Элиза Тимофеева
Фрагмент премьеры перформанса «Партитуры для встречи» Ани Кравченко при участии Тани Заскалько, Нади Гранкиной и Насти Поповой. Студия Сдвиг, Санкт-Петербург, 12 апреля 2025. Камера: Элиза Тимофеева
Аня Кравченко, Таня Заскалько, Надя Гранкина и Настя Попова в завершении  премьеры перформанса «Партитуры для встречи». Студия Сдвиг, Санкт-Петербург, 12 апреля 2025. Камера: Элиза Тимофеева




17.04. в 19:00 — медиация (...) Насти Поповой  по выставке    
Медиацию ведет
Настя Поповатанцхудожница

Наше внимание наполняет пространство, как звук.
Мы различаем температуры, текстуры, цвета и формы.
Дисбаланс становится невыносимым,
мы сдвигаем себя и объекты в стремлении к гармонии
достаточной. Для нас.


Через общий вход — сквозь тексты — найдем те слова, что находят отклик в нас. Заберем их с собой в совместную практику, где через внимание на внутренних процессах наших тел, позволим восприятию видеть окружающее. С помощью шага дадим возможность пространству меняться, замечая, куда смещается дисбаланс.
Because the space is not so empty and it is not an object. Listen what resonates back.
— Настя Попова


19.04. в 16:00 — медиация (×) Тани Заскалько по выставке        Медиацию ведет
Таня Заскалькотанцхудожница

Я вбираю каждое твое воплощение,
которое вижу перед собой, 
я длюсь в этом движении,
и безостановочно меняюсь им.


Перемещаясь внутри пространств выставки, будем замечать, какое путешествие совершает наше внимание, какие объекты, тела, способы познания захватывают его. Позволим тому, что возникает в поле зрения, становиться стимулом к изменениям. Позволим себе быть привлекаемыми и привлекательными.
Ни одно из направлений не лучше и не хуже, но каждое из них возможно, доступно и многообещающе.
— Таня Заскалько


24.04. в 19:00 — медиация (><) Нади Гранкиной по выставке      Медиацию ведет
Надя Гранкинатанцхудожница

Участие бесплатное, по регистрации

Зарегистрироваться

движение, которое происходит из того, что уже происходит,
в своих пределах я открываю беспредельность


Вдохновляясь и размещая себя в пространствах, между текстами и артефактами выставки, опираясь на представления о внутреннем устройстве наших тел, исследуя воображением работу кровеносной системы, мы попробуем отзываться движением на эти образы.

Это открытие неизвестного нашими слушающими, любопытными, доступными телами.
— Надя Гранкина


26.04. в 16:00 — медиация (∞) Ани Кравченко по выставке     Медиацию ведет
Аня Кравченкотанцхудожница

Участие бесплатное, по регистрации

Зарегистрироваться
Тела других определяют мои пределы
Я растворяюсь…


«Я расскажу об истории и мотивах этого проекта, о тех впечатлениях, которые во мне оставили дни проведения выставки и сам перформанс. Я буду рада услышать ваши вопросы и впечатления, то, как ваши мысли и воображение ухватились за тексты партитур, пространственное решение выставки, о том, что вы думаете о танце, о работе восприятия, о нашем общем присутствии прямо сейчас. Наш разговор будет курсировать из зала в зал, мы будем расходиться в более камерные группы и снова объединяться большим коллективным телом. Мы будем слушать, касаться и танцевать» — завершающую медиацию на выставке проведет ее автор {Аня Кравченко}.

До какой степени танец может переориентировать наши представления о личном, социальном и политическом?


 


← Вернуться назад