Кураторы:группа
«Тигры
совриска» (Дарья Ибраимова, Екатерина Карева, Наталья Каш)
Антон Сидько. Стая птиц. 2024
Фото: Сергей Немцов
«Метаморфоза вещества — это то, что
постоянно очаровывает меня. Зависимость свойств материи
от ее структуры, принципы организации веществ и их преобразований —
предмет работы химиков вообще и меня в том числе. Нюансом моей работы в НИИ
является объект исследования — живое тело, и то, как оно откликается на
неживое: я разрабатываю протез клапана вены. Лечить и помогать лечению —
гуманистическое дело, и через эту позицию я вписываю себя в общество».
Антон Сидько
«Элементы
и вехи» — персональная выставка художника Антона Сидько (Москва). На выставке
представлены 20 объектов, созданных автором за последние два года и отражающих
путь и трансформации как его самого — путь героя — так и его художественной
практики.
Антон Сидько. Лягушка в колодце №2. 2024 Фото: Сергей Немцов
Антон Сидько.
Тактильный хайбун. 2022
Антон Сидько.
Риштанская Ваза. 2022 Фото: Сергей Немцов
Антон Сидько.
Сосуды «Птицы». 2022
Фото: Сергей Немцов
Антон Сидько. Статуэтка лягушки. 2022
Фото: Сергей Немцов
Антон Сидько. Статуэтка лягушки. 2022
Антон Сидько. Статуэтка лягушки. 2022
Фото: Сергей Немцов
Вид экспозиции.
Антон Сидько. Хлопок №1. 2023
Антон Сидько. Хлопок №2. 2023
Фото: Сергей Немцов
Антон Сидько. Декларация. 2023
Слева: Антон Сидько. Химеры №1. 2022,
Химера – спираль. 2023
Фото: Сергей Немцов
Антон Сидько. Почка. 2023
Фото: Сергей Немцов
Антон Сидько. Стая птиц. 2024
Фото: Сергей Немцов
Вид экспозиции.
Фото: Сергей Немцов
Вид экспозиции.
Фото: Сергей Немцов
Вид экспозиции.
Фото: Сергей Немцов
«Художественная керамика
—
это и
процесс, и метод опосредованной коммуникации с людьми. Тактильность и
вещественность этого медиума затрагивают историю человечества с каменного века.
Как художник я экспериментирую и играю, мне близок модус метамодернизма —
серьезный разговор вне формальной рамки, колебание от неолитических форм к
изобретению современных методов формования керамического композита,
использование материаловедения для создания ощущения волшебства, заклятья».
Антон Сидько
В привычном понимании керамика —
материал для создания декоративных работ, украшающих пространство и быт.
Сегодня этот медиум все больше используют художники, работающие в поле
современного искусства: декоративная функция уступает место смыслообразующей.
Податливая глина принимает практически любые формы и говорит на любые темы.
Керамика становится метафорой самого
художника: он, как и глина, проходит обжиг в горниле жизненного опыта и
превращается в крепкий полноценный сосуд, наполненный собственным содержанием.
На своем творческом пути художник претерпевает трансформации, в чем-то крепнет,
от чего-то отказывается, ищет смыслы, способы и медиумы для высказывания. И
шире — ищет себя. Весь творческий путь — как процесс становления и сотворения в
себе творца и личности.
Вокруг этой метафоры кураторская
группа «Тигры совриска» (Дарья Ибраимова, Екатерина Карева и Наталья Каш)
выстраивают персональную выставку московского керамиста, уроженца Удмуртии,
Антона Сидько «Элементы и вехи». Кураторы предлагают пройти путь Антона Сидько
длиною в два года, увидеть основные вехи на пути и понять, из каких элементов
складывается «химия» творчества.
Антон по образованию химик-инженер,
разрабатывает протезы клапанов кровеносных сосудов. Разработки в медицине продолжились
в творчестве. На выставке можно увидеть объекты из композитного фарфора «ПОРФИР
(Porcelain Fiberglass Reinforced») — нового материала, разработанного во время
участия в программе «ColLab» ГЭС-2. Через историю одного
человека, через творческие поиски художника просвечивает очень общая история
трансформаций — путь Героя. Экспозиция выставки выстроена кураторами как
движение, по мономифу Проппа, как путь становления художника Мастером.
читать далее↓
Начало пути героя связано с зовом,
призывающим его к изменениям. Зов может появиться из неожиданных событий и
нарастающего внутреннего чувства недовольства.
После зова следует этап помощи
наставника. Герой обращается к мудрому наставнику, который дарует ему знания,
силу для того, чтобы принять вызов и начать свое путешествие. Наставник может
быть фигурой мудрого старца, напарника, провидца или даже внутренним голосом
совести.
Затем наступает озарение — момент,
когда герой осознает свое истинное предназначение или получает новое знание,
которое меняет его видение. Это открывает перед ним новые перспективы и
возможности.
Следующий этап — испытание. Герой
сталкивается с препятствиями, которые проверяют его силу и веру в себя.
Преодоление этих испытаний помогает развиваться и становиться сильнее.
Трансформация происходит, когда
персонаж проходит через внутреннее преображение. Он меняется, переосмысляет
прошлое и будущее. Открываются новые горизонты.
Возвращение — этап, когда герой
возвращается из своего путешествия, способный принести новые знания своему
сообществу, помогая другим и работая в команде.
Наконец, наступает этапа
мастерства, где он использует свой опыт для преобразования мира. Герой способен
преодолевать любые трудности и помогать другим.
Антон Сидько — художник–керамист,
инженер-исследователь. Окончил Российский
химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева (физическая химия) и
аспирантуру по направлению фундаментальной медицины Национального медицинского
исследовательского центра кардиологии имени академика Е. И. Чазова.
Керамике обучался у художников
Екатерины Русаковой и Романа Нестеренко.
В 2022 году отправляется в
художественную резиденцию в город Риштан, Узбекистан.
Риштан — керамический центр, где
мастера сохраняют и передают вековые традиции.
«В 2022 году я был в резиденции у
Алишера Назирова, мастера из города Риштан, Узбекистан. Мы познакомились на
фестивале в Москве, и речь сразу зашла о творческом обмене – химикам и
керамистам всегда есть что обсудить. В Риштане я составлял белую глазурь и,
конечно, учился.
Лягушка-путешественница — талисман и
единственный нефункциональный объект, с которым я отправился в резиденцию.
Главный «аттракцион» Риштана – работа
вслепую на гончарном круге. Такой метод обучения опирается на местный сказ об
ослепшем гончаре, который добился небывалой утонченности и сложности своих
работ. Эта тема тактильного восприятия
зацепила меня. Я совместил ее с местным рельефным декором и сделал «Риштанскую
вазу», а также сосуды-птицы, вдохновленные легендой о Симурге, и три сосуда
«Тактильный хайбун».
Вернувшись из поездки, Антон подает
заявку на участие в программе ColLab ГЭС-2.
«Всё началось с того, что мы, группа
друзей, много лет увлеченных керамикой, открыли новый керамический материал,
укрепив фарфор стекловолокном. Мы назвали его «ПОРФИР» — «Porcelain
Fiberglass Reinforced»: «фарфор, армированный стекловолокном».
С помощью порфира можно делать объекты
с минимальной толщиной стенки (от 1 мм), которые не трескаются при сушке, что
невозможно в рамках традиционной керамики. Это позволяет создавать тонкие,
прозрачные, светящиеся структуры.
Открытие выглядело
перспективно, и мы решили объединиться, чтобы поэкспериментировать с порфиром и
попробовать внедрить его в лексикон арт-керамики».
Фото: Сергей Немцов
Фото: Сергей Немцов
Фото: Сергей Немцов
Фото: Сергей Немцов
Фото: Сергей Немцов
Фото: Сергей Немцов
Фото: Сергей Немцов
Фото: Сергей Немцов
«В колодце на дне
Лягушка с тобой сидит —
Звезды далеко».
Публичная программа
14.06. Артист-ток Антона Сидько↓Фото: Дарья ИбраимоваВыставка Антона Сидько «Элементы и вехи» открылась разговором куратора Натальи Каш с художником. Обсудили подход художника, его взгляд на творчество и технологические процессы, поговорили о том, как влияет мышление инженера и химика на его творческое видение и мироощущение. Антон Сидько рассказал о выставке, о разнообразии техник работы с керамикой, о том, какие смыслы несет каждая техника и как она становится выразительным приемом. Кроме того, подробно поговорили о композитном фарфоре «Порфир» (Porcelain Fiberglass Reinforced) – материале и технологии формовки керамики, изобретенных художником.
19.06.
Лекция Марии Назаровой «Неожиданная
керамика на все случаи жизни
»
↓
Лектор Мария Назарова Сегодня керамические изделия активно применяются в самых передовых технологиях, а художественный мир продолжает экспериментировать с тестом, глазурями, формами.
Однако и прошедшим эпохам есть чем удивить нашего искушенного современника. Гончарам древности порой приходилось создавать и сакральные образы, и магические артефакты, и украшения, и предметы мебели.
Как в Древней Греции на пиру защищались от колдуна, зачем этрусскому храму уши, носы и «стыд и срам», а также как большие колониальные амбиции и один маленький штурм повлияли на сервировку стола — эти и другие вопросы обсудили на лекции Марии Назаровой.
26.06.
Лекция
Александры Даниловских «Концепция проекта и арт-менеджмент ↓ Лектор Александра Даниловских
Что такое арт-рынок? Какую роль в нем играют ярмарки и почему важно принимать в них участие? Какие есть особенности в планировании и менеджменте стенда на арт-ярмарке? Почему концепция проекта и выверенная стратегия
— это залог попадания в глобальный арт-рынок? И как продвигать художника на арт-рынке? Об этих и других вопросах на примерах из собственной практики рассказала искусствовед Александра Даниловских. Фото: Анастасия Назаркина