Фото: Юля Мурашова «Я поняла, что все вокруг временно. Моменты. Чувства. Люди. Цветы. Я узнала, что любовь это когда отдаешь все. И причиняешь боль. Я узнала, что ранимость это всегда правильный выбор, потому что легко быть холодным в мире, где очень трудно оставаться мягким. Я узнала, что все имеет свою противоположность. Жизнь и смерть. Боль и радость. Соль и сахар. Я и ты. Такое вот равновесие вселенной».
Рупи Каур Вероника Рудьева-Рязанцева представляет серию живописных портретов одной модели
— Бины Мараккини, принцессы Судана, дизайнера одежды. История жизни Бины, ее творчество и красота вдохновили художницу на начало нового большого проекта.
Работы на выставке демонстрируют различные подходы к изображению, экспериментальные стили живописи, традиционную и новую оптики.
Работы слева направо: Вероника Рудьева-Рязанцева. Прогулка. 2023,
Вероника Рудьева-Рязанцева. Where We Are (фрагмент). 2023,
Вероника Рудьева-Рязанцева. Танец с Жозефин Бейкер. 2023 Фото: Юля Мурашова
Вероника Рудьева-Рязанцева. Внутренний мир. 2023 Фото: Юля Мурашова
Работы слева направо: Вероника Рудьева-Рязанцева. Безмолвный крик. 2023, Вероника Рудьева-Рязанцева. One Day of Life. 2023 Фото: Юля Мурашова
Вероника Рудьева-Рязанцева. After the Police. 2023 Фото: Юля Мурашова
Вероника Рудьева-Рязанцева. Where We Are. 2023 Фото: Юля Мурашова
Вид экспозиции. Работы слева направо: Бина Мараккини. Дочь Судана. 2024, Вероника Рудьева-Рязанцева. Цветы. 2023 Фото: Юля Мурашова
Людмила Белова о выставке «Рассматривать людей бесконечно увлекательно. Я мог бы провести за этим занятием целую вечность»Дэвид Хокни В современном искусстве в жанре «Портрет» чаще всего выступает фотография. Именно её появление в XIX веке освободило художников от необходимости выписывать детали и добиваться максимальной схожести.
Портрет художников импрессионистов – это уже не реалистичный портрет, а впечатление от личности.
Постимпрессионистические автопортреты Ван Гога – исследование эмоциональных состояний через яркий колорит и авторскую технику мазка.
Экспрессионизм добавил в портрет гротеск и сатиру, а сюрреализм показал относительность всего и поместил потрет человека в новые неопределенные пространства.
Энди Уорхолл превратил портрет в икону поп-культуры, сделал тиражность символом эпохи потребления. Современные художники периодически возвращаются к портрету, и сейчас он может быть выполнен в различных медиа: от привычных живописи и графики до фотографии, видео и работ, выполненных при помощи искусственного интеллекта.
В проекте «Бина» Вероника Рудьева-Рязанцева выбирает живопись. По словам художницы, красота Бины, история её жизни, очарование её рассказов о передвижениях по миру от Судана до Кипра, интригующее происхождение – Бина из королевской семьи Судана и сама является принцессой – всё это вместе явилось мощным импульсом к созданию именно живописного проекта.
В процессе общения обнаружились общие интересы в творчестве, и это послужило началу дружбы и сотрудничества. Встречи в мастерской постепенно переросли в терапевтические сеансы, как выяснилось, необходимые как Бине, так и Веронике, так началась серия живописных портретов. читать далее↓Изображения Бины на белом фоне графичны по силуэту и концентрируют внимание на фигуре. Художница сознательно убирает цвет у фона, создавая своеобразный символ, иероглиф, скульптуру, знак.
Портреты «Безмолвный крик», «After the Police» поднимают актуальные проблемы, определившие главную тему Венецианской биеннале в этом, 2024 году. Это вопросы, связанные с перемещением людей по современному миру, полному многочисленных кризисов, которые вынуждают покинуть свои дома и искать пристанища в других странах. Тема жизненных ограничений и трудностей легализации в других государствах.
В «Безмолвном крике» фигура, словно завязанная в тугой узел, сложенные крест-накрест руки создают контраст между пастельным, умиротворенным колоритом картины и пронзительным взглядом Бины, направленным на зрителя.
Жёлтый цвет на портрете «After the Police» радует мощным цветовым аккордом, как будто скрывая эмоциональное состояние Бины, только что пришедшей из полиции, где ей в который раз пришлось рассказывать о своём неопределённом статусе.
Почти во всех портретах и картинах, представленных на выставке, можно проследить оммажи разным направлениям в истории искусств и конкретным художникам. Перекличка с предшественниками делает просмотр выставки увлекательной встречей со знакомыми, как например, с Баскиа в картинах «Прогулка» и «Where We Are».
Принцип коллажа использован и в картине «Танец с Жозефин Бейкер». Раскрытие темы иммиграции и успеха на примере темнокожей танцовщицы, рождённой в Америке в начале XX века и покорившей Европу, выполнено здесь в виде сложной композиции, состоящей из портрета Бины и изображений Жозефины. Ожидание перемен, готовность к перемещению в другую географическую точку, надежда на лучшее – все эти эмоции выражены в портрете «Внутренний мир». Бина изображена на фоне, который представляет собой фрагмент картины из ещё одного проекта Вероники – «Корни». Ассоциации с переплетениями судеб и дорог всех людей на земле, с памятью о своих корнях, с любовью к природе и жизни возникают благодаря этому композиционному приёму.
От современного портрета не требуется похожесть, эти задачи уже давно выполняет фотография.
Зачем сегодня нужен современный живописный портрет? Вероника Рудьева-Рязанцева, вслед за Хокни, который говорил, что рассматривать людей бесконечно увлекательно и он готов провести за этим занятием целую вечность, так же готова изучать людей, писать их портреты красками на холсте и превращать героев своих работ в богинь или осуществлять их мечту, помещая в недосягаемый пейзаж.
Выставочный проект, представленный в «Пространстве А», помимо живописных работ Вероники Рудьевой-Рязанцевой, включает инсталляцию Бины Мараккини, рассказывающую о жизни женщин в Судане, охваченном переворотами, войной и десятилетиями нестабильности.
В центре инсталляции авторское платье с росписью, которая символизирует раскол Судана на Север и Юг. В экспозицию включены видео о традициях народа Шиллук и буклет, созданный Биной, посвященный женщинам Судана.
Проект «Бина», в первую очередь, о дружбе и взаимопонимании двух творческих людей, которые могут понимать и поддерживать друг друга независимо от границ, территорий, культур, и об искусстве, которое в этом помогает.
5.04. Арт-сессия «Портрет»↓Фото: Юля МурашоваВероника Рудьева-Рязанцева пригласила петербургских художников написать портреты своей модели и музы
— Бины Мараккини. В сессии «Портрет» приняли участие Надя Косинская, Анатолий Заславский, Илья Овсянников, Евгения Голант, Анна Мартыненко, Андрей Семенов, Кармина Зеленыш, Анна Кох, Александр Седельников, Ксения Белая, Мария Иванова и Аделина Мартиросова.
18.04. Лекция Дмитрия Пиликина «Женщины
— художницы: 500 лет портретирования и тайного влияния» ↓ ЛекторДмитрий Пиликин Фото: Вероника Рудьева-Рязанцева
Изображение художницей себя в мастерской
— своего рода, обряд самоутверждения. На лекции Дмитрий Пиликин рассказал о судьбах двадцати художниц, которые жили в XVI—XXI вв. и чьи имена вошли в историю искусства. Среди них Левина Теерлинк, первая женщина – придворная художница при Генрихе VIII, пережившая четырех королей Англии; Катарина ван Хемессен
— первая фламандская художница, которая подписывала свои работы; итальянская художница Софонисба Ангишола, создавшая прецедент обучения женщины живописи, впоследствии, придворная художница короля Испании Филиппа II; Диана Скультори, получившая папскую привилегию публиковать свои гравюры и продавать работы; Берта Моризо, входившая в круг импрессионистов; Сюзанна Валадон, первая женщина, принятая в Национальное общество изобразительных искусств Франции («Союз художников»), писавшая женскую и мужскую натуру; Лаура Найт, приглашенная освещать Нюрнбергский процесс, и другие.
19.04. Встреча с Биной Мараккини
«Дочь Судана»
↓
Фото: Юля Мурашова Бина Мараккини рассказала о своем детстве в суданском Хартуме, как девочкой она играла на месте, где соединяются два Нила
— Белый и Голубой, о своей семье
— ее дедушка Кур Фафити Йор был королем Шиллука
—
королевства на левом берегу Белого Нила (территория современного Южного Судана), а бабушка Ба Рат Акук Акол Авин была послом мира, ее сила, сострадание и преданность своему народу всегда восхищали и вдохновляли Бину. Гости вечера познакомились с традиционной кухней Судана — пышками «залябия» и черным чаем с молоком, корицей и кардамоном. Музыкальную атмосферу вечера создала поп-фолк группа Вáрьюшка, исполнившая песни на арабском, французском и русском языках. «Мне интересно взаимодействовать с людьми через наши культурные различия, мотивировать и вдохновлять молодежь на участие в культурных обменах и мероприятиях. Я убеждена в том, что когда мы узнаем о наших культурных различиях, мы лучше понимаем друг друга. На встрече я хочу рассказать о важности культуры и о том, как воспитание в разных культурах помогло мне во время путешествий и в выстраивании отношений с другими людьми».
Бина Мараккини
Слева направо: Кирилл Нифонтов, Бина Мараккини, Валентина Луценко, Галия Тихомирова, Вероника Рудьева-Рязанцева
Фото: Юля Мурашова
Дуэт Валентины Луценко (танц-художница, перформер) и Кирилла Нифонтова (музыкант, артист хора musicAeterna) пригласили гостей Пространства А стать свидетелями получасового разговора музыки и танца, вдохновленного близкими и самыми далекими образами выставки Вероники Рудьевой-Рязанцевой
«BINA».