«Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской



Даты:
05—27.06.2025

Художницы: Наталия Першина-Каллиопина
Глюкля Наталья Першина-Якиманская




«Тема неоднозначного прочтения взаимоотношений является ключом к интерпретации выставки.

Детство как источник правды, внутреннего постоянства и возвращения к себе, возможность выйти за пределы долженствования и торжества рациональности. Материнство как удерживающая и в то же время разрушающая рамка, которая позволяет ребенку расти, преодолевая сопротивление и многое другое…

Выставка являет собой пример сотворчества двух универсалий — Каллиопы и Глюкли. Эти вымышленные имена, которые мы придумали себе сами, чтобы быть друзьями и детьми…»

Глюкля




«Диалоги» — выставка художниц Наталии Першиной-Каллиопиной и ее дочери Глюкли Натальи Першиной-Якиманской. Выставка объединяет их текстильные работы и графику разных лет.

И Глюкля, и Наталия Васильевна — обе окончили отделение текстиля Мухинского училища (сегодня Художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица). Текстиль — основной медиум в практике обеих художниц. 

Наталия Васильевна долгое время работала в Ленинградском комбинате ДПИ, но помимо госзаказа, создавала гобелены и росписи тканей как свободный художник. На выставке представлены именно эти ее работы, впервые публично.

Глюкля демонстрирует другой подход работы с текстилем. После окончания училища она продолжила образование на Пушкинской–10 и в путешествиях по миру и радикально порвала с академическим каноном.

Отправная точка выставки — отношения Наталии Васильевны и Глюкли, отношения матери и дочери, труд заботы, сотворчество, долгий и продолжающийся диалог.
Наталия Першина-Каллиопина и Наталья Першина-Якиманская «Наши университеты», 2012–2022


Открытие выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А. Фото: Оксана Данилова.
Открытие выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А. Фото: Оксана Данилова.
Открытие выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А. Фото: Оксана Данилова.
Открытие выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А. Фото: Оксана Данилова.
Открытие выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А. Фото: Оксана Данилова.
Открытие выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А. Фото: Оксана Данилова.
Открытие выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А. Фото: Оксана Данилова.
Открытие выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А. Фото: Оксана Данилова.
Открытие выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А. Фото: Оксана Данилова.
Открытие выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А. Фото: Оксана Данилова.
Открытие выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А. Фото: Оксана Данилова.
Открытие выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А. Фото: Оксана Данилова.
Открытие выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А. Фото: Оксана Данилова.
Открытие выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А. Фото: Оксана Данилова.



Дорогой маме, как признание в любви, посвящается эта выставка.

Любые отношения между людьми состоят из мира и войны.

Отношения детей и родителей не исключение.

Выставка была бы совсем другой, если бы речь шла о глубинах отношений, достойных внимания модернистов.

Но она бросает вызов, если угодно, главному модернистскому канону ― заглядыванию в черную дыру бессознательного, неудовлетворенного полнотою мира и двигающегося к разрушению.

Эта выставка про фрагментарные острова взаимопонимания между радикально несогласными между собою мирами, в котором таится определение красоты.

Мне также кажется, что невозможно обойти и тему травмы перехода нашего общества от социализма к капитализму, и, как следствие, чудовищного разрыва между констелляцией универсумов художниц из разных контекстов. 

В этой выставке мы сосредотачиваемся на островах взаимопонимания, которые находят основания в теме детства, включенного во взрослую конструкцию приятия сопротивления как неизбежной составляющей любых отношений.

Отправная точка этого послания — это, безусловно, забота и восхищение собственной матерью, сохраняющей мужество в контексте, где, казалось бы, для этого не осталось никакого места.

В диалоге с кураторами Пространства А, который начался год назад, мы обсуждали тему органического карнавала природы ― того момента в жизни человека, когда родитель превращается в ребенка, а ребенок становится как бы родителем, выполняя необходимый труд заботы.
Тема заботы представлена на выставке в виде специально изготовленных объектов, поддерживающих ткани. Они выполнены в диалоге с Егором Нелипой и названы Держателями.

Эта выставка понимается мною как диалог Наталии Васильевны Першиной-Каллиопиной с дочерью, друзьями, а также с деревьями, животными, одеждой и иными существами и вещами, выходящими за пределы антропоцентричной фиксации на человеке и его мозге.

Выставка и программа, разворачивающаяся вокруг нее, становятся размышлением о природе возвращения и трансформации, о способности к переизобретению как методу производства нового знания. Акварель Наши Университеты можно увидеть в аудитории по соседству с другими акварелями дачных сезонов, перемешанными одеждой внутренних состояний.
 
Наталия Васильевна окончила факультет текстиля и интерьера Мухинского училища, многие годы работала по заказу — в архитектурных мастерских и Комбинате декоративно-прикладного искусства (ДПИ), выполняя работы для публичных пространств Ленинграда и других городов Советской России. Однако ее свободные работы, созданные вне рамок госзаказа, никогда и нигде ранее не выставлялись. Именно этим уникальна данная выставка — она восполняет пробел, впервые демонстрируя произведения Наталии Васильевны, являющиеся живыми свидетельствами воли к свободе, переосмыслению и личному художественному поиску.

Мое образование началось в моей семье, где родители с необычайным энтузиазмом и какой-то особенной веселостью поддерживали мои прикосновения к бумаге, тут же вывешивая рисунки на стену или стеля рулоны на пол, чтобы было где развернуться широкой кистью.

читать далее        С 11 лет я училась в СХШ при Академии Художеств (откуда была благополучно изгнана) и позже тоже окончила факультет текстиля и интерьера Мухинского училища. После этого мое образование продолжилось на Пушкинской‒10 и в путешествиях по миру, в результате чего мне удалось преодолеть академическое образование, радикально разорвав с конвенциональным каноном и разучившись рисовать.

Драматургия выставки строится вокруг текстильных объектов — они напоминают покровы наших усилий в стремлении распознать окружающий мир. Эти ткани играют с самой возможностью совпадения с реальностью, становясь то перегородками, то мостами между искусством и жизнью. Именно это соприкосновение — и одновременное отстранение — возвращает нас к идее хрупкой дистанции как условию красоты и обновления любых отношений и к самой идее искусства, которое является спасительной дистанцией по отношению к жизни.

Значимое место на выставке занимает работа «Блокадные окна» — одна из последних работ Наталии Васильевны. Мощь этой работы поразила не только меня, но и многих других. В создании этой работы Наталии Васильевне помогали друзья — Михаил Никифоров по прозвищу Электрический, Гузель Ахмерова и Ольга Денисова.

В диалоге с окнами размещен мой объект Открытая книга, являющаяся обобщением темы диалогов как открытости.

Книга с пустыми страницами, пришитая на жилетку, найденную в румынском винтажном магазине в Амстердаме, означает, что мы склонны проецировать какие угодно фантазии и предположения, общаясь с другим человеком и наполняя чистые страницы его персоналии своим собственным содержанием.

Таким образом, этот объект указывает на сложность природы взаимодействия с другим, так как никто из нас не может быть очищен до конца от своего собственного воззрения, и, соответственно, равный диалог с другим может состояться только при условии ясной рефлексии по этому поводу.

Все объекты выставки так или иначе соотносятся с темой переизобретения, неразрывно связанного общением со своим внутренним ребенком — и, как ни парадоксально, с образом внутренней матери: не как гендерной роли, а как способности заботиться, придавать форму ощущению, удерживать хрупкое и создавать пространство. Если ребенок чувствует, то мать держитэто чувство и позволяет этому чувству остаться живым.

Детство может рассматриваться как источник правды и возвращения к себе, как возможность выйти за пределы долженствования и торжества рациональности. Материнство — как удерживающая и в то же время разрушающая рамка, которую с большим или меньшим успехом преодолевает ребенок.

Тема детства тесно переплетается с темой так называемого антропоцена — термина, которым сегодня описывают эпоху, когда деятельность человека стала силой, меняющей климат, природу, ландшафты и само будущее жизни. Но если отбросить научный жаргон, становится ясно ― человек больше не может считать себя центром и хозяином. Он — часть сложного, чувствующего, многоголосого мира.

И в этом контексте детская способность быть деревом, котом, платьем или облаком становится не просто фантазией, а способом сопричастности, эмпатии, настоящей связи с миром. Это знание, к которому возвращает нас и анемизм ― религия, предшествовавшая христианству.

Не случайно в танцевальном зале по соседству с тканями Наталии Васильевны помещен объект из фельта Голова-Тюрьма, выполненный в 2021 в сотрудничестве с мастерицами Иссык-Куля,  Рахат Асанбаевой и Саадат Алиевой.

Выставка являет собой пример мирного сосуществования в одном пространстве двух совершенно разных универсалий — Каллиопы и Глюкли. Эти вымышленные имена мы придумали себе сами, чтобы быть друзьями и детьми.
Наша выставка ― не подведение итогов, а непрерывный и продолжающийся диалог.

Глюкля




Вид экспозиции.
Слева: Наталия Першина-Каллиопина. Портрет капитана. 1980-е гг.
Фото: Алексей Боголепов
Вид экспозиции.
Фото: Алексей Боголепов
Наталия Першина-Каллиопина. Блокада. 2023. Вид эскпозиции.
Фото: Алексей Боголепов
Слева направо: Наталия Першина-Каллиопина. Начало весны. Цветущие яблони. 1967;
Наталия Першина-Каллиопина. Из серии «Радость дачи»;
Наталия Першина-Каллиопина. Воспоминания (Родители Володи. Рассказово). 1997.
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов
Слева направо: Наталия Першина-Каллиопина.Из серии «Радость дачи»;
Глюкля Наталья Першина-Якиманская. Weeping Sedge/ Плачущая Осока. 2025;
Домики (найденный объект из коллекции Наталии Першиной-Каллиопиной). Начало 1960-х гг.
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов
Слева направо: Наталия Першина-Каллиопина. Лавандовое марево. 2021;
Глюкля Наталья Першина-Якиманская. Пасхальное яйцо. 2025.
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов
Глюкля Наталья Першина-Якиманская. Открытая книга. 2022. Вид экспозиции.
Фото: Оксана Данилова
По центру: Глюкля Наталья Першина-Якиманская. Открытая книга. 2022;
Справа: Глюкля Наталья Першина-Якиманская. Ника. 2025.
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов
Наталия Першина-Каллиопина. Маскарад (Танец). 1960-е гг. Фрагмент. 
Фото: Алексей Боголепов
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов
Глюкля Наталья Першина-Якиманская. Без названия. Фрагмент. Фото: Оксана Данилова
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов 
Глюкля Наталья Першина-Якиманская. Клятва. 2025.
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов
Наталия Першина-Каллиопина, Глюкля Наталья Першина-Якиманская. Наши Университеты. 2012–2022. 
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов
Наталия Першина-Каллиопина. Впечатление от Грузии (Портрет пальмы Батумского ботанического сада). 2022. Фрагмет.
Фото: Оксана Данилова
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов
Слева: Наталия Першина-Каллиопина. Автомобильные дороги (оптимизм). 1980-е гг.
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов
Наталия Першина-Каллиопина. Автомобильные дороги (оптимизм). 1980-е гг. Фрагмент.
Фото: Алексей Боголепов
Глюкля Наталья Першина-Якиманская. Заклинание. 2025. Вид экспозиции. Фото: Оксана Данилова



Публичная программа



07.06. Показ видеоработ Глюкли Натальи Першиной-Якиманской 
АвторГлюкля Наталья Першина-Якиманская

В рамках публичной программы выставки «Диалоги» 7 июня 2025 состоялся показ видеоработ Глюкли Натальи Першиной-Якиманской разных лет. Все представленные фильмы были объединены темой отношений между людьми, любви и сопротивления в этих отношениях. Показ сопровождался обсуждением.



15.06. Мягкая практика телесного присутствия 
Ведущая Оксана Ахметова

Продолжительность — 1,5 часа.
Практика в группе до 15 человек.

В основе:
~ соматический подход,
~ танцевальная терапия,
~ телесно-ориентированная психотерапия.

Практика предполагает мягкое движение, тонкие настройки связей «ум-эмоции-телесные ощущения», расслабление, балансировку тонуса, обретение состояния целостности и настройку объемного дыхания. 

Инструменты практики: 
~ голос проводника,
~ дыхание,
~ внимание,
~ прикосновение,
~ движение.

Оксана Ахметова — практикующий танцтерапевт, телесный психолог. Ведет групповые и индивидуальные встречи в формате работы с сознанием через движение.

19.06. Лекция Кати Михатовой «Нить искусства: от ремесла к концептуальному высказыванию»  
Лектор Катя Михатова

Текстильное искусство, переживающее сегодня новый Ренессанс, оказывается мостом между прошлым и будущим: от авангардистов, разрабатывавших паттерны для тканей и одежду нового человека, до экспериментов сюрреалистов, чьи «мягкие скульптуры» исследуют травму и телесность. Современные художники, как алхимики, трансформируют вышивку, плетение и пэчворк в инструменты для разговора об экологии, политике и коллективной памяти, стирая границы между ремеслом и высоким искусством.

В фокусе лекции различные подходы, применяемые российскими и зарубежными авторами на протяжении последних ста лет. Визуальное исследование включает в себя разделы, посвященные экспериментальной моде, мягким скульптурам, текстильным коллажам, а также вязанию, плетению и вышивке. Вы узнаете о том, как нить и ткань, когда-то ассоциирующаяся с рукоделием, стали важной частью актуального искусства, а традиционные техники — оружием в борьбе за новые смыслы.





← Вернуться назад