«Тема неоднозначного прочтения взаимоотношений является
ключом к интерпретации выставки.
Детство как источник правды, внутреннего
постоянства и возвращения к себе, возможность выйти за пределы долженствования
и торжества рациональности. Материнство как удерживающая и в то же время
разрушающая рамка, которая позволяет ребенку расти, преодолевая сопротивление и
многое другое…
Выставка являет собой пример сотворчества двух
универсалий — Каллиопы и Глюкли. Эти вымышленные имена, которые мы придумали
себе сами, чтобы быть друзьями и детьми…»
Глюкля
«Диалоги» — выставка художниц Наталии
Першиной-Каллиопиной и ее дочери Глюкли Натальи Першиной-Якиманской. Выставка объединяет
их текстильные работы и графику разных лет.
И Глюкля, и Наталия Васильевна — обе окончили отделение текстиля Мухинского училища (сегодня Художественно-промышленная
академия им. А. Л. Штиглица). Текстиль — основной медиум в практике обеих
художниц.
Наталия Васильевна долгое время работала в
Ленинградском комбинате ДПИ, но помимо госзаказа, создавала гобелены и росписи
тканей как свободный художник. На выставке представлены именно эти ее работы,
впервые публично.
Глюкля демонстрирует другой подход работы с текстилем.
После окончания училища она продолжила образование на Пушкинской–10 и в
путешествиях по миру и радикально порвала с академическим каноном.
Отправная точка выставки — отношения Наталии
Васильевны и Глюкли, отношения матери и дочери, труд заботы, сотворчество, долгий и продолжающийся
диалог.
Наталия
Першина-Каллиопина и Наталья Першина-Якиманская «Наши университеты», 2012–2022
Открытие
выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А. Фото: Оксана Данилова.
Открытие
выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А.
Фото: Оксана Данилова.
Открытие
выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А.
Фото: Оксана Данилова.
Открытие
выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А.
Фото: Оксана Данилова.
Открытие
выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А.
Фото: Оксана Данилова.
Открытие
выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А.
Фото: Оксана Данилова.
Открытие
выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А.
Фото: Оксана Данилова.
Открытие
выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А.
Фото: Оксана Данилова.
Открытие
выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А.
Фото: Оксана Данилова.
Открытие
выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А.
Фото: Оксана Данилова.
Открытие
выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А.
Фото: Оксана Данилова.
Открытие
выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А.
Фото: Оксана Данилова.
Открытие
выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А.
Фото: Оксана Данилова.
Открытие
выставки «Диалоги» Наталии Першиной-Каллиопиной и Глюкли Натальи Першиной-Якиманской.
5 июня 2025, Пространство А.
Фото: Оксана Данилова.
Дорогой маме, как признание в любви, посвящается эта выставка.
Любые отношения между людьми состоят из
мира и войны.
Отношения детей и родителей не исключение.
Выставка была бы совсем другой, если бы речь шла о глубинах
отношений, достойных внимания модернистов.
Но она бросает вызов, если угодно, главному модернистскому канону
― заглядыванию
в черную дыру бессознательного, неудовлетворенного полнотою мира и двигающегося
к разрушению.
Эта выставка про фрагментарные острова
взаимопонимания между радикально несогласными между собою мирами, в
котором таится определение красоты.
Мне также кажется, что невозможно
обойти и тему травмы перехода нашего общества от
социализма к капитализму, и, как следствие, чудовищного разрыва между
констелляцией универсумов художниц из разных контекстов.
В этой выставке мы сосредотачиваемся на островах взаимопонимания,
которые находят основания в теме детства, включенного во взрослую конструкцию
приятия сопротивления как неизбежной составляющей любых отношений.
Отправная точка этого послания —
это, безусловно, забота и восхищение собственной
матерью, сохраняющей мужество в контексте, где, казалось бы, для этого не
осталось никакого места. В диалоге с кураторами Пространства А, который начался год назад,
мы обсуждали тему органического карнавала природы ― того момента в жизни человека, когда
родитель превращается в ребенка, а ребенок становится как бы родителем,
выполняя необходимый труд заботы. Тема заботы представлена на выставке в виде
специально изготовленных объектов, поддерживающих
ткани. Они выполнены в диалоге с Егором
Нелипой и названы Держателями.
Эта выставка понимается мною как диалог
Наталии
Васильевны Першиной-Каллиопиной с дочерью, друзьями, а также с деревьями,
животными, одеждой и иными существами и вещами, выходящими за пределы
антропоцентричной фиксации на человеке и его мозге.
Выставка и программа, разворачивающаяся
вокруг нее,
становятся размышлением о природе возвращения
и трансформации, о способности к переизобретению как методу производства нового
знания. Акварель Наши Университеты можно увидеть в
аудитории по соседству с другими акварелями дачных
сезонов, перемешанными одеждой внутренних состояний.
Наталия Васильевна окончила факультет текстиля и интерьера Мухинского училища, многие годы работала по
заказу — в архитектурных мастерских и Комбинате
декоративно-прикладного искусства (ДПИ), выполняя работы для публичных
пространств Ленинграда и других городов Советской России. Однако ее свободные работы, созданные вне рамок госзаказа, никогда и нигде
ранее не выставлялись. Именно этим уникальна данная выставка — она восполняет
пробел, впервые демонстрируя произведения Наталии Васильевны, являющиеся живыми свидетельствами воли к свободе,
переосмыслению и личному художественному поиску.
Мое образование началось в
моей семье, где родители с необычайным энтузиазмом и какой-то особенной
веселостью поддерживали мои прикосновения к бумаге, тут же вывешивая рисунки на
стену или стеля рулоны на пол, чтобы было где развернуться широкой кистью. читать далее↓
С 11 лет я училась в СХШ при Академии Художеств (откуда была благополучно изгнана)
и позже тоже окончила
факультет текстиля и интерьера Мухинского
училища. После этого мое образование продолжилось на Пушкинской‒10 и в путешествиях по миру, в результате чего мне удалось преодолеть академическое
образование, радикально разорвав с конвенциональным каноном и разучившись рисовать.
Драматургия выставки строится вокруг
текстильных объектов — они напоминают покровы наших усилий в стремлении
распознать окружающий мир. Эти ткани играют с самой возможностью совпадения с
реальностью, становясь то перегородками, то мостами между искусством и жизнью.
Именно это соприкосновение — и одновременное отстранение — возвращает нас к
идее хрупкой дистанции как условию красоты и обновления любых отношений и к
самой идее искусства, которое является спасительной дистанцией по отношению к
жизни.
Значимое место на выставке занимает работа
«Блокадные окна» — одна из последних работ Наталии Васильевны. Мощь этой работы поразила
не только меня, но и многих других. В создании этой работы Наталии Васильевне помогали друзья — Михаил Никифоров по
прозвищу Электрический,
Гузель Ахмерова и Ольга Денисова.
В диалоге с окнами размещен мой объект Открытая книга,
являющаяся обобщением темы диалогов как открытости.
Книга с пустыми страницами, пришитая на жилетку,
найденную в румынском винтажном магазине в Амстердаме, означает, что мы склонны
проецировать какие угодно фантазии и предположения, общаясь с другим человеком
и наполняя чистые страницы его персоналии своим собственным содержанием.
Таким образом, этот объект указывает на сложность
природы взаимодействия с другим, так как никто из нас не может быть очищен до
конца от своего собственного воззрения, и, соответственно, равный диалог с
другим может состояться только при условии ясной рефлексии по этому поводу.
Все объекты выставки так или иначе соотносятся с темой переизобретения, неразрывно связанного общением
со своим внутренним
ребенком — и, как ни парадоксально, с образом внутренней матери: не
как гендерной роли, а как способности заботиться, придавать форму ощущению,
удерживать хрупкое и создавать пространство. Если ребенок чувствует, то мать держитэто чувство и позволяет этому чувству остаться
живым.
Детство может рассматриваться как
источник правды и возвращения к себе, как возможность
выйти за пределы долженствования и торжества рациональности. Материнство — как удерживающая
и в то же время разрушающая рамка, которую с большим или меньшим успехом
преодолевает ребенок.
Тема детства тесно переплетается с темой так называемого антропоцена — термина, которым сегодня
описывают эпоху, когда деятельность человека стала силой, меняющей климат,
природу, ландшафты и само будущее жизни. Но если отбросить научный жаргон,
становится ясно ― человек больше не может
считать себя центром и хозяином. Он — часть сложного, чувствующего,
многоголосого мира.
И в этом контексте детская способность
быть деревом, котом, платьем или облаком становится не просто фантазией, а способом сопричастности,
эмпатии, настоящей связи с миром. Это знание, к которому возвращает нас и анемизм ― религия, предшествовавшая христианству.
Не случайно в танцевальном зале по
соседству с
тканями Наталии Васильевны помещен объект из
фельта Голова-Тюрьма, выполненный в 2021 в сотрудничестве с мастерицами
Иссык-Куля, Рахат Асанбаевой и Саадат
Алиевой.
Выставка являет собой пример мирного сосуществования в
одном пространстве двух совершенно разных
универсалий — Каллиопы и Глюкли. Эти вымышленные имена мы придумали себе сами, чтобы быть друзьями и детьми.
Наша выставка ― не подведение итогов, а непрерывный и
продолжающийся диалог.
Глюкля
Вид экспозиции.
Слева: Наталия Першина-Каллиопина. Портрет капитана. 1980-е гг.
Фото: Алексей Боголепов
Вид экспозиции.
Фото: Алексей Боголепов
Наталия Першина-Каллиопина. Блокада. 2023. Вид эскпозиции.
Фото: Алексей Боголепов
Слева направо: Наталия Першина-Каллиопина. Начало весны. Цветущие яблони. 1967;
Наталия Першина-Каллиопина.
Из
серии «Радость дачи»;
Наталия Першина-Каллиопина. Воспоминания (Родители Володи. Рассказово). 1997.
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов
Слева направо:
Наталия Першина-Каллиопина.Из
серии «Радость дачи»;
Глюкля Наталья Першина-Якиманская. Weeping Sedge/ Плачущая Осока. 2025;
Домики (найденный объект из коллекции Наталии Першиной-Каллиопиной). Начало 1960-х гг.
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов
Слева направо: Наталия Першина-Каллиопина. Лавандовое марево. 2021;
Глюкля Наталья Першина-Якиманская. Пасхальное яйцо. 2025.
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов
Глюкля Наталья Першина-Якиманская. Открытая книга. 2022. Вид экспозиции.
Фото: Оксана Данилова
По центру: Глюкля Наталья Першина-Якиманская. Открытая книга. 2022;
Справа: Глюкля Наталья Першина-Якиманская. Ника. 2025.
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов
Вид экспозиции. Фото: Алексей БоголеповНаталия Першина-Каллиопина. Маскарад (Танец). 1960-е гг. Фрагмент.
Фото: Алексей Боголепов
Вид экспозиции. Фото: Алексей БоголеповГлюкля Наталья Першина-Якиманская. Без названия. Фрагмент. Фото: Оксана ДаниловаВид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов Глюкля Наталья Першина-Якиманская. Клятва. 2025.
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов
Вид экспозиции. Фото: Алексей БоголеповНаталия Першина-Каллиопина, Глюкля Наталья Першина-Якиманская. Наши Университеты. 2012–2022.
Вид экспозиции. Фото: Алексей БоголеповНаталия Першина-Каллиопина. Впечатление от Грузии (Портрет пальмы Батумского ботанического сада). 2022. Фрагмет.
Фото: Оксана Данилова
Вид экспозиции. Фото: Алексей БоголеповСлева: Наталия Першина-Каллиопина. Автомобильные дороги (оптимизм). 1980-е гг.
Вид экспозиции. Фото: Алексей Боголепов
Наталия Першина-Каллиопина. Автомобильные дороги (оптимизм). 1980-е гг. Фрагмент. Фото: Алексей Боголепов
Глюкля Наталья Першина-Якиманская. Заклинание. 2025. Вид экспозиции. Фото: Оксана Данилова
В рамках
публичной программы выставки «Диалоги» 7 июня 2025 состоялся показ видеоработ Глюкли
Натальи Першиной-Якиманской разных лет. Все представленные фильмы были объединены темой
отношений между людьми, любви и сопротивления в этих отношениях. Показ сопровождался
обсуждением.
15.06.
Мягкая практика телесного присутствия ↓ ВедущаяОксана Ахметова
Продолжительность — 1,5 часа. Практика в группе до 15 человек.
Практика предполагает мягкое движение, тонкие
настройки связей «ум-эмоции-телесные ощущения», расслабление, балансировку
тонуса, обретение состояния целостности и настройку объемного дыхания.
Оксана Ахметова — практикующий танцтерапевт, телесный
психолог. Ведет групповые и индивидуальные встречи в формате работы с сознанием
через движение.
19.06. Лекция
Кати Михатовой «Нить
искусства: от ремесла к концептуальному высказыванию»
↓ ЛекторКатя Михатова
Текстильное искусство, переживающее
сегодня новый Ренессанс, оказывается мостом между прошлым и будущим: от
авангардистов, разрабатывавших паттерны для тканей и одежду нового человека, до
экспериментов сюрреалистов, чьи «мягкие скульптуры» исследуют травму и
телесность. Современные художники, как алхимики, трансформируют вышивку,
плетение и пэчворк в инструменты для разговора об экологии, политике и
коллективной памяти, стирая границы между ремеслом и высоким искусством.
В фокусе лекции различные подходы, применяемые
российскими и зарубежными авторами на протяжении последних ста лет. Визуальное
исследование включает в себя разделы, посвященные экспериментальной моде,
мягким скульптурам, текстильным коллажам, а также вязанию, плетению и вышивке.
Вы узнаете о том, как нить и ткань, когда-то ассоциирующаяся с рукоделием,
стали важной частью актуального искусства, а традиционные техники — оружием в
борьбе за новые смыслы.