Выставка Олега Савунова THOUSAND YARD STARE



Даты:
19.09.—11.10.2025

Художник: Олег Савунов

Куратор:
Алина Белишкина
В рамках публичной программы выставки на этой неделе:

в субботу, 11 октября, в 14:00 — медиация Алисы Лакшиной по выставке
Зарегистрироваться


Выражение thousand yard stare не имеет аналогов в русском языке и дословно переводится как «взгляд на тысячу ярдов». Впервые появившись в журнале Life в середине прошлого века, фраза стала означать отрешенный, безучастный взгляд человека, пережившего серьезное эмоциональное потрясение. Как правило, такой «взгляд в никуда» ассоциируют с симптомом посттравматического стрессового расстройства, а в искусстве о нем чаще всего упоминают в контексте документальной и/или репортажной фотографии.

В проекте Олега Савунова thousand yard stare из поля медицинского диагностирования или социального комментария выводится в сферу эстетического переживания и становится условием отношений субъекта и пейзажа.

Алина Белишкина

Олег Савунов thousand yard stare. Вид экспозиции. Фото: Олег Савунов
Слева направо:
Олег Савунов. Без названия № 25. 2023;
Олег Савунов. Без названия № 2. 2023.
Вид экспозиции. Фото: Олег Савунов
Олег Савунов. Без названия № 9. 2023.
Вид экспозиции. Фото: Олег Савунов
Слева направо:
Олег Савунов. Без названия № 21. 2023;
Олег Савунов. Без названия № 14. 2023;
Олег Савунов. Без названия № 24. 2023;
Олег Савунов. Без названия № 1. 2023.
Вид экспозиции. Фото: Олег Савунов

Текст Алины Белишкиной
Взгляд на тысячу ярдов можно назвать результатом воздействия пейзажа. Этот взгляд лишен истории и контекста, он ничего не предлагает и ничего не требует, с ним невозможно встретиться, и если он что-то предлагает, то только свое присутствие. Такой взгляд не нацелен, не направлен, он не ищет и даже не видит. В таком невидящем взгляде показывает себя не выражение, а сама возможность видеть.

Существует несколько версий происхождения ярда. По наиболее распространенной, эта мера длины была введена английским королем Эдгаром Миролюбивым и равнялась расстоянию от кончика его носа до конца среднего пальца вытянутой руки. С приходом нового, более высокого монарха, соответствующим образом поменялась и величина ярда, а вот телосложение следующего предопределило то, что единица измерения значительно уменьшилась, даже относительно первоначальных величин. Так или иначе, одни отдельно взятые тела попеременно регламентировали всеобщее обращение с окружающим пространством еще несколько столетий, пока в Средние века очередной английский король не приказал зафиксировать значение ярда, изготовить эталон из вяза и поместить его на хранение в Парламент, где тот в октябре 1834 года сгорел вместе со всем Вестминстерским дворцом. Говорят, Уильям Тёрнер был свидетелем огня, в числе прочего уничтожившего эталон, и изобразил это событие в своей картине «Пожар в здании Парламента». Работ, как выяснилось, было написано две, грандиозный сюжет в них представлен с разных ракурсов и как будто в разное время: с пожаром на более и менее интенсивных стадиях.

Сервис «Google Искусство и культура» позволяет скачать фотографии обоих «Пожаров» в максимальном разрешении так, что я могу переключаться с одной на другую и приближать изображения до полной дезориентированности в них, блуждать взглядом по цветовым пятнам, наслаждаться потерей считываемых очертаний и тревожиться из-за подвисания операционной системы, которой, очевидно, не хватает памяти для обработки настолько тяжелых файлов. Каждому, кто имел дело с пейзажем, не важно в повседневном опыте или в искусстве, это чувство растерянности, наслаждения и тревоги хорошо знакомо.

Разглядывая картины Тёрнера, я думаю о том, что передо мной не просто оцифрованные произведения искусства, не пейзаж в эпоху его гигапиксельного разрешения и даже не демонстрация исторического события. Что если «Пожар» в большей степени является символом исчезновения материального эталона меры, а вместе с ним и вписанности воли и тела суверена в организацию моих, твоих, наших пространственных координат?

 Как события почти двухсотлетней давности, случившиеся в другой стране, с людьми, говорившими на другом языке, данные мне в форме живописного свидетельства, влияют на восприятие современных мне фотографий, сделанных в безымянном пейзаже? Иначе, — что сгорело в проекте thousand yard stare?

читать далее


Выражение thousand yard stare не имеет аналогов в русском языке и дословно переводится как «взгляд на тысячу ярдов». Впервые появившись в журнале Life в середине прошлого века, фраза стала означать отрешенный, безучастный взгляд человека, пережившего серьезное эмоциональное потрясение. Как правило, такой «взгляд в никуда» ассоциируют с симптомом посттравматического стрессового расстройства, а в искусстве о нем чаще всего упоминают в контексте документальной или репортажной фотографии.

 Проект Олега Савунова состоит из серии черно-белых фотографий, и если предположить, что перед нами документы, то что они фиксируют и где находится пейзаж, который они мне показывают? Кому принадлежит (не)направленный «в никуда» взгляд? Фотографу, животным, ослепленным вспышками? Зрителю — мне?

 Я не понимаю, что происходит на этих фотографиях, в них есть что-то тревожащее, и вряд ли это чувство можно объяснить неприкаянностью изображенных ландшафтов. Решение оставить все работы «Без названия» только усложняет задачу сборки отдельных фрагментов в образ места. Заброшенные укрепления, попадающиеся на фотографиях то тут, то там, разрывают целостность пространства и времени и напоминают нам о странной темпоральности руин, их особом способе быть. Они не в настоящем, но и не в прошлом, точнее всего будет сказать, что руины упорно продолжают не исчезать, не позволяя себе стабилизироваться в место. Не думаю, однако, что руина как таковая является необходимым условием трансформации места в пейзаж, скорее речь о ней как о примере чего-то «неизъяснимого», своим присутствием производящего странный и жуткий эффект.

Пейзаж всегда начинается с растерянности, с руины означивания, и каждый раз потеря координат и несостоятельность языка пробуждают со знаком травмы то самое событие пожара, в котором в 1834 году сгорел эталон отношений с окружающим миром. В самой сердцевине романтического пейзажа, а значит и всякого остального пейзажа с тех самых пор, лежит крушение законности, крах порядка и возможность переорганизовать свой чувственный опыт с нуля. 

 Взгляд на тысячу ярдов можно назвать результатом воздействия пейзажа. Этот взгляд лишен истории и контекста, он ничего не предлагает и ничего не требует, с ним невозможно встретиться, и если он что-то предлагает, то только свое присутствие. Такой взгляд не нацелен, не направлен, он не ищет и даже не видит. В таком невидящем взгляде показывает себя не выражение, а сама возможность видеть.

Поскольку фотографии thousand yard stare не являются документом, а скорее документацией трансформации места в пейзаж, они создают место для меня. Это место не перед изображением (не показывают результат взгляда «в никуда»), не рядом с ним и не внутри него (не показывают того, кто смотрит «в никуда»). Это место аффективной возможности, созданное изображением, которое не требует от меня чувств, и именно поэтому позволяет мне чувствовать.




Публичная программа



02.10. Artist Talk: Олег Савунов
Художник
Олег Савунов
На встрече Олег рассказал о своем профессиональном пути, начиная с ранних работ и первых проектов, показал, как менялся его визуальный язык и как эволюционировал подход в работе с пейзажем в фотографии.

Поделился «внутренней кухней» художественного процесса, в том числе и проекта thousand yard stare — мы посмотрели и обсудили фотографии, не вошедшие в проект, фотографии с разным светом, поговорили о том, как появилась идея проекта и как ее удалось осуществить, об особенностях и трудностях съемки в национальном парке.
  

27.09., 04 и 11.10. Арт-медиация Алисы Лакшиной по выставке thousand yard stare
Медиацию ведет
Алиса Лакшина
По субботам
27 сентября 2025 в 16:00,
4 октября 2025 в 16:00,
11 октября 2025 в 14:00.

Участие бесплатное.
Обязательна регистрация по ссылке.

Арт-медиация — это практика посещения выставки, которая предполагает вовлечение и включенность зрителя в обсуждение и интерпретацию произведений искусства, диалог, обмен мнениями, взаимодействие зрителя с искусством и пространством, соучастие в художественном процессе.

Алиса Лакшина — арт-медиатор. Работала гидом на ярмарке графики «Контур» и «Контур. Фото» (Нижний Новгород), а также на ярмарке молодого современного искусства blazar (Москва).
Выпускница факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета, участница Лаборатории арт-медиации «Место встречи» в рамках 5-го Кураторского форума и Школы арт-медиации Молодежного центра Государственного Эрмитажа. Координатор Пространства А.

  

25.09. Лекция Ольги Давыдовой «Пространство в фотографии: можно ли увидеть травму в скалах и травах?»  
Лектор
Ольга Давыдова

Проект Олега Савунова thousand yard stare может оставить зрителя в замешательстве: черно-белые скалы, пустоты, то ли норы, то ли ямы, ленты дорог, листва и мистическим светом выделенные птицы. Что с этим делать и как смотреть? 

Французский философ и социолог Анри Лефевр высказывал мысль о том, что пространство — это не только что-то само собой разумеющееся, раз и навсегда данное и существующее независимо от нашей воли. Напротив, пространство производится и формируется в зависимости от действий людей, которые его населяют, а еще от творчества авторов, которые его описывают (фотографируют, снимают и так далее). Запечатленные на снимках изменения ландшафта, зарастающие травой укрепления, никем не починенные фонарные столбы, вдруг обнаруживающиеся заборы оборачиваются территорией коллективной памяти, где, как вспышка фотоаппарата, вдруг просвечивают давно прошедшие события. Это могут быть природные катаклизмы и катастрофы, войны физические и информационные, травмы индивидуальные и коллективные, аффективные напряжения и страхи, даже новые идеи — всё это, когда мы смотрим на снимки, становится намеренно или случайно зафиксированным событием. 

На лекции мы поговорили о том, почему именно сегодня так важны фотографические проекты, связанные с памятью и травмой, почему пространство на снимках иногда выглядит так странно, и куда деваться зрителю, который на эти снимки смотрит.

  




← Вернуться назад