Фото: Галина Кожемяченко Выставка РЫБЫНЕМЫ
— это пространство встречи и перекрестных взглядов Александра Скидана, Игоря Гулина, Полины Заславской и различных видов рыб.
Выставка Полины Заславской
«РЫБЫНЕМЫ» о нежности, любви, бессилии, надежде и других ярких переживаниях, которые роятся и переполняют повседневную/творческую жизнь художницы. Полупрозрачная переливающаяся акварель, белая бумага и ветхие простыни: материалы, которые становятся соавторами.
Творческий процесс
— это всегда пространство одиночества и погруженности. Но в то же время, когда автор* выплывает на поверхность, он/она ищет того или ту, кто отразится во взгляде и разделит это одиночество хоть на мгновение. Так происходит встреча
— человека с человеком, результатом которой может быть потом все что угодно: дружба, беседа, письмо. Эта выставка рассказывает о двух таких встречах. В 2020 году Александр Скидан написал текст к совместному творческому вечеру с Полиной, в котором наиболее точно выразил все то, с чем он столкнулся в ее работах. А вторая встреча произошла недавно в Москве с Игорем Гулиным, который как будто бы только и ждал предложения подумать об интимности, близости и том мире, в котором мы все очутились. Фото: Галина КожемяченкоФото: Юля МурашоваФото: Галина КожемяченкоФото: Галина КожемяченкоФото: Юля МурашоваФото: Галина КожемяченкоФото: Юля МурашоваФото: Галина Кожемяченко
Текст Александра Скидана «Полина Заславская рисует эту плоть на грани ее необратимой трансформации-разложения, превращения в пищу
— как иероглиф причастия, приобщения одного животного вида к другому, их жертвенного смешения». Тушки рыб выписаны предельно реалистично и подробно, мы видим переливчатые туманности их хрящевых прослоек, челюстных костей и жаберных дуг, мышечные сегменты, выпущенные внутренности, прожилки, желчь. Можно, кажется, почувствовать специфический резкий запах освежеванной плоти, а стеклянный глаз с обсидиановой бусинкой зрачка
— потрогать, настолько все в этой акварельной серии живое и сочное. Понятно, что ждет их в ближайшем будущем: кухонный нож, разделочная доска, приправы, противень, газовая плита (или печь).
читать далее↓ Верх эстетизма! Но странное дело: чистый белый фон, занимающий огромную часть в большинстве работ, наделяет изображение тревожной метафизической двойственностью, глубину которой осознаешь не сразу; пустота здесь не обволакивает, не обступает, а «вырезает», изымает рыб из привычного
— бытового ли, утилитарного, естественнонаучного или природного – контекста, лишает их реалистичности (точнее было бы сказать,«укорененности» в реализме, в той узнаваемой объемно-предметной среде, что создает в живописной традиции «эффект реальности»). Рыбы словно бы парят в безвоздушном пространстве, в состоянии невесомости
— под стать космическому мусору, техногенным отбросам, денно и нощно вращающимся по околоземной орбите. Отработанный материал. Выпотрошенные знаки христианской цивилизации
(рыба, как известно, образ Спасителя).
Здесь впору заговорить о тварности, о мученическом пути этих существ. Мы поедаем их плоть. Полина Заславская рисует эту плоть на грани ее необратимой трансформации-разложения, превращения в пищу— как иероглиф причастия, приобщения одного животного вида к другому, их жертвенного смешения. Сие есть тело мое. Подвешенный «эффект реальности», не отменяющий в то же время филигранный физиологизм прорисовки потрошенных рыб,— и приостановленная на мгновение работа смерти; изъятая из круговорота пищевой цепочки голая животная жизнь— и экранированный «ритуальный» фон: между этими полюсами оказывается подвешен— разрывается— и взгляд зрителя, взгляд, угадывающий в образах немой твари тело славы.
Текст Игоря Гулина На работах Заславской рыбы не в своей стихии, а в нашей
— на простынях. Что между ними?
— Очевидно, любовные сцены: не соития, но некие со-лежания. Только рыбы если уже не мертвы, то явно обречены. Им тут не выжить. Не очень-то хочется вставать с кровати.
— Чувство знакомое многим в последние пару лет, особенно зимой. Общество простыней, пододеяльников, наволочек успокаивает, защищает от внешней тьмы. Для художника этот уют представляет вызов. Можно ли обернуть его наизнанку
— простыню (интимное) превратить в медиум (публичное)?
Эти работы впервые демонстрировались месяц назад в московской Галерее Электрозавод. На выставке кто-то спросил: где же тут феминизм? Он именно здесь
— в оборачивании, противостоящем обнажению. Это
— метод всего искусства Полины Заславской.
Кажется, Берджер сравнивал обнаженность и наготу. Обнаженность спекулятивна, она дает наслаждение взгляду. Нагота просто есть, это существование без одежды. Мы познакомились с Полиной десять лет назад. Вместе с Дарьей Воруйубиваевой она устраивала травестийный показ нижнего белья на фестивале «Медиаудар». Тогда мне показалось, что в этом проекте слишком много потребления тела. Сейчас я думаю иначе. Задача: взять похабнейший жанр дефиле и очистить его от похоти, сексуальной и экономической, – выгулять не обнаженность, но наготу. читать далее↓
В новых работах творится нечто похожее. Мы говорим «копаться в грязном белье», чтоб передать пакостное наслаждение от чужой интимности. Но, смотря на полотна (в буквальном смысле) Полины, не испытываешь гадливости или похоти. Испытываешь любопытство, тревогу и нежность.
Я не знаю, писал ли кто из философов об эротизме образов рыб. Этот эротизм не совсем понятен. Возможно, действует тяга к противоположности: мы тремся друг о друга, а могли бы скользить; живем в воздухе, но нас тянет в воды.
На работах Заславской рыбы не в своей стихии, а в нашей
— на простынях. Что между ними?
— Очевидно, любовные сцены: не соития, но некие со-лежания. Только рыбы если уже не мертвы, то явно обречены. Им тут не выжить.Ныряя под одеяло (по одиночке, вдвоем, втроем), мы несем с собой и насилие внешнего мира. Наши сны и наша любовь пропитаны им. Укрытие иллюзорно, поэтому необходимо раскрытие.
Раскрытие
— критический жест. Испачканное (краской) белье служит не свидетелем страсти или греха, а свидетельством нашего состояния
— того, о чем рассказывать, может быть, стыдновато, особенно в эпоху охватившего мир чрезвычайного положения: мы все еще здесь, мы именно здесь.
Если сон (как и секс)
— это маленькая смерть, то простынь
—
еще и саван. А рыбы
—
отпечаток того, что с нами каждый день происходит.
Публичная программа
15, 17 и 21.12.2023 Авторские экскурсии Полины Заславской по выставке↓ Фото: Дмитрий РябининФото: Дмитрий Рябинин
24.12.2023 Разговор художников Анатолия Заславского и Полины Заславской ↓ Фото: Юля МурашоваРазговор художников о пространстве картины, о белом фоне, о сходстве с анатомическим атласом, о препарировании и пересборке реальности, о воздушности и слоистости акварели.