в рамках
публичной программы выставки «Партитуры для встречи»
Дата: 12.04.2025
Лектор: Наталья Смолянская
Партитуры предполагают возможность записи таких видов
художественного выражения, которые обычно не представляют в виде
формализованного руководства к действию, каким являются музыкальные ноты.
Однако и ноты в мире современного искусства могут принять необычные формы:
вытягиваться в линии, теряя точность координат, приобретать цвет.
В начале ХХ века исторические авангарды, ощутив новый ритм
времени, придумывали новые формы выражения. И те границы, которые были ранее
установлены между видами искусства, они переходили, создавая синтез искусств и
их перекличку. Так музыка может быть представлена в виде световых и цветовых
сочетаний, а танец перенимает конструктивность языка современного искусства.
Оказалось, что между движением, звуком, линией существуют такие связи, которые
обусловливают возможность передачи и повторения этого события в другое время и
в ином пространстве.
В то же время, литературные формы тоже превращаются в
конструкции, в знаки. Визуальная поэзия — один из видов партитур, или
«нотаций», то есть знаков, с помощью которых можно передать почти любой тип
высказывания, как об этом пишет философ Нельсон Гудман, предложивший теорию
нотации для «всеобщей теории символов».
От записи поэзии к записи танца и движения — и вот художник
Соломон Никритин с помощью своих «нотаций», или «партитур» в 1920-е годы
пытается запечатлеть найденные им движения, столь необходимые передовому
рабочему, проходя путь от биомеханики к разработке схемы.
Нотации композитора Джона Кейджа напоминают конструктивные схемы
или абстрактные рисунки, они, скорее, указывают направление движения мысли
композитора, создают карту для музыки, а не точное руководство к исполнению.
Изобретатель хэппенинга Ален Кэпроу также создает рисованное обозначение для
своего действия.
Как эти знаковые переклички выходят в пространство, как они
насыщают язык танцевального перформанса и при чем здесь «инструкции», что
означает это столь канцелярское, казалось бы, слово, — в лекции Натальи
Смолянской.
Лекция прошла в рамках публичной программы выставки Ани Кравченко
и компании {Земные радости} «Партитуры для встречи».