Выставка Даши Сурмы «Воспоминания о Сарматском море»



Даты:
27.11.—20.12.2025

Художница: Даша Сурма

Куратор:
Дарья Болдырева
Открытие выставки 27 ноября в 19:00–21:00.
В рамках публичной программы выставки:
в субботу, 29 ноября, в 16:00 — арт-медиация художницы Даши Сурмы и куратора Дарьи Бодлдыревой по выставке.

Зарегистрироваться

Даша Сурма. Без названия (из проекта «Воспоминания о Сарматском море»). 2024


«В начале 2000-х мои родители решили вырезать в стене нашей квартиры в Ставрополе ниши для радиаторов. Толщина стен дома составляла около полутора метров. 
Я помню огромный камень в центре гостиной, который достали из стены. Желтый, странной формы, он походил на динозавра. Или был порталом, ведущим в подводный мир к вымершим рыбам».

Даша Сурма
«Воспоминания о Сарматском море» — это проект-исследование, основанный на воспоминании художницы о встрече с камнем-ракушечником.

Ракушечники — геологический документ, одно из свидетельств существования древнего Сарматского моря. Это горная порода, состоящая из тел древних морских организмов и песка. Внутри камней-ракушечников Земля хранит воспоминания об этих организмах и искажает их под воздействием времени и других внешних сил. Процесс этой одновременной фиксации и искажения схож с тем, как порой работает человеческая память, изменяя исходное событие до неузнаваемости.
Какие «документы» нынешних дней останутся в нашей памяти? Какую форму они обретут? Чему мы можем научиться у природы и планеты в работе с памятью?


Даша Сурма. Без названия (из проекта «Воспоминания о Сарматском море»). 2024
Даша Сурма. Без названия (из проекта «Воспоминания о Сарматском море»). 2024
Даша Сурма. Без названия (из проекта «Воспоминания о Сарматском море»). 2024
Даша Сурма. ishi. 2024
Даша Сурма. Fossil Poetry. 2025
Даша Сурма. Landscape of Coquina Rocks. 2025
Даша Сурма. φύσις камня. 2025
Даша Сурма. Камень из стены. 2025
Даша Сурма. Камень из стены. 2025 (фрагмент)
Даша Сурма. Палимпсест. 2025


Переменчивых нас постоянная ностальгия
Возвращает к известняку, ибо этот камень
Растворяется в море.
У.Х. Оден, Хвала известняку

Вода Сарматского моря, отступившая миллионы лет назад, продолжает свое существование в минеральной форме, воплощаясь в пористой структуре ракушечника. Согласно гипотезе Геи учёного Джеймса Лавлока, планетарный организм поддерживает равновесие через непрерывный цикл превращений. В духе метаморфоз поэта Овидия, в которых Ниоба, превращаясь в плачущую скалу, становится вечным свидетельством перехода жизни в камень, геологические слои исчезнувшего моря хранят память о древней жизни. Эти камни становятся активными участниками метаболизма Земли, где фоссилизированные скелеты морских обитателей включаются в новые геохимические процессы. Их слоистая структура отражает вечный диалог между временными масштабами — мимолетностью органической жизни и неторопливым дыханием литосферы.


читать далее

Роберт Смитсон, художник и философ, в своих эссе описывал слоистость как фундаментальное свойство мира: геологические пласты становятся зеркалом для слоев человеческого сознания, где воспоминания откладываются подобно осадочным породам. Ракушечник у художницы Дарьи Сурмы выступает медиатором между разными временными режимами. Его пористая структура, хранящая отпечатки позднемиоценовых организмов, отражает принцип стратификации, который Смитсон обнаруживал равно в геологических пластах и в нейронных связях мозга. Выставка предлагает рассматривать слоистые структуры — и каменные, и созданные художницей — как единую систему, где материальное и ментальное подчиняются общим законам наслоения и преобразования. «Воспоминания о Сарматском море» раскрывает процесс двойной седиментации — как физическое наслоение пород, так и метафорическое напластование смыслов, показывая, как человеческое восприятие встречается с безмолвной логикой геологических процессов.
Проект материализует эту идею через многослойность техник. Графические работы фиксируют причудливую тектонику ракушечника. В живописи измельченный камень вступает в диалог с пигментом, создавая слой за слоем новые минеральные формации. Текстильное полотно с графическим изображением окна становится мягким смысловым мостом между геологией места и домом, перехода камня из скрытого состояния в явленное. В итоге создается пространство, где можно наблюдать медленное движение материи — превращение моря в камень, камня в строительный материал, камня в пигмент, пигмента в образ, а образа — в новую геологию восприятия. Энтропия проекта проявляется в постепенном стирании границ: между морем и сушей, между организмом и средой, между прошлым и настоящим, между геологическим и интеллектуальным, между телом и камнем.

Дарья Болдырева, куратор


Даша Сурма. Воспоминания о Сарматском море. 2021



Публичная программа



29.11.2025 Арт-медиация художницы Даши Сурмы и куратора Дарьи Болдыревой по выставке
Медиацию ведут:
Даша Сурма
художница

Дарья Болдырева
куратор
В субботу, 29 ноября, в  16:00–17:30.
Участие бесплатное, по регистрации.

На медиации мы проследим, как дыхание древних вод продолжает жить в пористом ракушечнике, связывая глубокое геологическое время с нашими личными воспоминаниями. Сквозь графику, живопись и текстиль художница создает диалог между мимолетностью человеческой жизни и непрерывностью метаморфического процесса, где камень становится живым собеседником. Мы прикоснемся к тому, как личная история, прорастая сквозь толщу камня, встречается с дочеловеческой историей планеты.

  

06.12.2025  Лекция Дарьи Болдыревой «Земля как соавтор: как современные художники думают о планете через искусство и науку»
ЛекторДарья Болдырева
В субботу, 6 декабря, в 16:30–18:00.
Вход бесплатный, по регистрации.
Регистрация откроется за семь дней до лекции.

В эпоху климатических перемен Земля перестала быть просто пассивным фоном — она стала живым собеседником, архивом и творческим партнером. На лекции мы проследим увлекательную эволюцию художественного диалога с планетой: от монументальных вмешательств пионеров лэнд-арта, вроде Роберта Смитсона, которые вынесли искусство из белых кубов в открытый ландшафт и говорили о времени, масштабе и энтропии, до современных проектов на стыке с наукой. Мы увидим, как со временем художники перешли от работы с землей как материалом к работе внутри целых экосистем, вступая в тонкие коллаборации с геологами и биологами. Этот путь раскрывает, как искусство учится слышать и интерпретировать голос планеты, исследуя память, хранящуюся в геологических слоях, и превращая почву, камни и саму материю в полноправных соавторов художественных высказываний.
  

13.12.2025 Воркшоп по обертыванию камней  
Воркшоп ведут:
Дарья Болдырева
куратор

Даша Сурмахудожница
В субботу, 13 декабря, в 14:00–16:00.
Участие бесплатное, по регистрации.
Регистрация откроется за семь дней до мероприятия.

Конфуцианские мыслители и философы видели в «обычных камнях» сущность Вселенной, сконцентрированную в осязаемой форме, со свойствами, созданными самой космической гармонией. Их поверхности — с неровностями, трещинами, отверстиями и шероховатыми краями — были свидетельством их выносливости и жизни на Земле. Благодаря этому в Китае, например, сформировался глубокий интерес к постижению мудрости камней — петрофилия (восхищение и любовь к камням). Камни со следами выветривания стали ценными объектами, и многие императорские сады и усадьбы использовали их как центральные элементы. 

На воркшопе мы обратимся к практике современных японских художников, которые превращают обвязывание камней в медитативный процесс. Участники освоят простую технику работы с нитями и камнями. Каждый сможет создать собственный обвязанный камень, исследуя его текстуру и форму через ритмичное повторение жестов. Этот процесс позволит глубже ощутить тактильные качества этого материала.





← Вернуться назад